Международная федерация йоги «Патанджали» (Yogatoday.ru) – не «международная» и не «федерация». Насчёт йоги тоже не ясно.

Международная федерация йоги «Патанджали» (Yogatoday.ru) – не «международная» и не «федерация». Насчёт йоги тоже не ясно.

Международная федерация йоги «Патанджали» – это громкое название для курсов по йоге от Татьяны Морозовой и её протеже Джитендры Даса. Отличительной чертой курсов Татьяны и Джитендры является сильный акцент на древность их учения. Также в МФЙ «Патанджали» полностью отрицают всё современное, включая вообще всю науку.

Лицо курсов – индийский мужчина по имени Джитендра Дас с двумя купленными дипломами, который не способен выражаться по-умному. Организатор курсов, создатель академичного образа Даса и автор «древнего» учения под названием «ансиент-йога»  – скромная русская женщина Татьяна Морозова.

Базируются курсы Татьяны в Ришикеше (Индия) в маленькой частной гостинице, которую Татьяна почему-то называет «ашрам» (индийский аналог  монастыря).

Брендирование и позиционирование: мы очень древние и очень зарегистрированные, а ещё выдаём «право» на преподавание

Школа «Патанджали» в своём позициировании сильно давит на такие пункты:

  1. Наша гостиница – настоящий ашрам
  2. Мы зарегистрированы, а наши программы сертифицированы
  3. Мы учим «древней» йоге, соответствующей «первоисточникам»
  4. У нас очень «крутой» индийский учитель Джитендра Дас
  5. Мы выдаём «право» на преподавание йоги

Гостиница или ашрам?

На курсах «Патанджали» повсеместно используется термин «ашрам» для здания, в котором проводятся курсы. Это здание было бы уместнее называть «гостиница», А ещё лучше – «хостел». Объясню, почему.

  • Ашрам – это индуистский монастырь.
  • Ашрам не берёт денег, но требует расплаты трудом.
  • Служение общественному благу – обязательное условие пребывания в ашраме.
  • Ашрам традиционно располагается в труднодоступной местности вдалеке от цивилизации.
  • В ашрам ни при каких обстоятельствах не пускают женщин.
  • В ашрам пускают только индусов (хинду).
  • Ашрам ни за что не платит.

Я написала подробную статью о том, что такое ашрам и почему школа йоги не может быть ашрамом.

Гостиница же характеризуется следующим:

  • Гостиница взимает денежную плату за проживание и питание.
  • Гостиница располагается как можно ближе к центру цивилизации.
  • Гостиница предоставляет на выбор варианты размещения – одноместный, двухместный и так далее.

Эти пункты принципиально противоречат сути ашрама. Так может ли здание Джитендры и Татьяны в центре Тапована в Ришикеше называться ашрамом? Очевидно, нет.

Можно зацепиться за определение «ашрам – это место обучения напрямую у гуру». Однако, и в этом случае гуру совсем не взимает денег с обучающихся. А Джитендра и Татьяна взымают, причём деньги немалые.

Им корректнее было бы называть своё здание «гурукул». Правда, и в гурукуле тоже не берут деньги.

Гостиница Джитендры Даса и Татьяны Морозовой
Гостиница Джитендры Даса и Татьяны Морозовой

Всё-таки в названии здания я склоняюсь к термину «гостиница» или даже «хостел». «Хостел» подходит намного больше потому, что от гостиницы мы ожидаем достаточно высокого стандарта стостояния номеров и обслуживания, а от хостела мы не ожидаем ничего качественного.

Правда, от хостела мы также ожидаем низких цен, которыми не могут похвалиться в «Патанджали».

Вероятнее всего, подошло бы слово «йогашала» – буквально «крытое помещение для йоги«. Таким словом в названии не брезгуют русскоязычные курсы «Ришикуль йогашала» и «Акши йогашала«.

Регистрация школы и «право» на преподавание

“В июле 2006 года Международная Федерация Йоги Патанджали (Patanjali International Yoga Foundation PIYF) зарегистрирована, как учебное заведение с правом проведения сертифицированных образовательных программ.”

Где и кем конкретно зарегистрирована организация – не указывается нигде.

«…Международная Федерация Йоги Патанджали (Patanjali International Yoga Foundation PIYF) зарегистрирована…»

Никаких ссылок, фотографий свидетельств о регистрации или чего-то подобного нет. Хотя на других страницах можно найти разные дипломы Джитендры, образцы сертификатов и т.п.

Т.е. школа очень любит выкладывать различные, но немногочисленные, подтверждения заслуг но постеснялась выложить свидетельство, позволяющее вести образовательные программы?

«…зарегистрирована, как учебное заведение…»

Для справки: для организации и проведения учебно-тренировочных курсов в области йоги не нужно регистрироваться как учебное заведение, достаточно зарегистрироваться как юридическое лицо в стране, где ведётся деятельность. Правда, это лишает организатора курсов такой возможности напыщенно хвастаться, мол, мы «зарегистрированная школа».

Это ложь. Организатор курсов по йоге «Патанджали» – не зарегистрированная школа.

Думаю, под этой фразой кроется обычная регистрация за деньги без проверки в каком-нибудь частном реестре йога-школ по типу «йога-альянса».

«…с правом проведения сертифицированных образовательных программ.»

Нет такого права – проводить образовательные программы, если ты я- не образовательное заведение. «Патанджали» – не образовательное заведение. Права проводить образовательные программы у них НЕТ!

Татьяна Морозова о "праве" на преподавание
Татьяна Морозова о «праве» на преподавание

И что вообще значит «сертифицированные программы»? Думаю, имелось ввиду «сертификационные», «программы с сертификацией». Неграмотно вышло.

Наша йога – древняя, из первоисточников

“Основной принцип школы — СООТВЕТСТВИЕ ПЕРВОИСТОЧНИКАМ. Обучение построено на техниках, описанных в санскритских первоисточниках и сутрах”.

Индийские первоисточники – предмет манипуляций. Этим особенно активно пользуется Татьяна Морозова, организатор курсов «Патанджали».

Во-первых, Татьяна нигде не ссылается на конкретные «первоисточники».

УПОМИНАЯ ПЕРВОИСТОЧНИКИ, НУЖНО УКАЗЫВАТЬ ТРАДИЦИЮ И ИСТОРИЧЕСКОЕ ВРЕМЯ. ИНАЧЕ ЭТО БЕССМЫСЛЕННЫЙ ПАФОС.

Их не отрицает ни одна школа и традиция, но ввиду размытости формулировок и двоякости переводов первоисточники всегда можно трактовать по-своему. Что собственно все и делают. При этом некоторые рьяные сторонники неизвестных «первоисточников» отрицают всё новое, анатомический подход, научные объяснения, психологию, и т.д., а некоторые “гармонично” объединяют современные реалии с постулатами из древних текстов.

Во-вторых, в «Патанджали» чересчур сильно акцентируют на древности их учения.

Они даже придумали свой собственный стиль йоги и назвали его «ансиент», то есть «древний» по-английски.

То есть, Татьяне Морозовой достаточно просто заявить, что её йога называется «ансиент-йога» или «древняя йога» и это должно сделать учение этой русской женщины древней!

Логотип Татьяны Морозовой с подписью "Древняя йога"
Логотип Татьяны Морозовой с подписью «Древняя йога»

Такое сильное продавливание традиционности, древности и аутентичности говорит о том, что здесь будут давать всё, что можно считать древним, избегая любых объяснений. Иными словами, всё архаичное и несовместимое с соверменной наукой, а также идейно указывающее на то, что «раньше трава была зеленее, а люди мудрее и здоровее».

В «Патанджали» наблюдается подача в духе, “Это так, потому что наш учитель, владеющий санскритом, прочитал это в книге. Древней индийской книге. На санскрите. Сам.” Это напоминает секту, тоталитарную, с идеологическим лидером.

Программа? Нет программы.

Описание программы на сайте занимает десять строчек. 80 слов, считая союзы и предлоги. Месяц обучения до профессионального уровня – 80 слов.

“Приобретаются навыки преподавания: демонстрация позиций с озвучиванием последовательностей входа, удержания и выхода из неё; корректирование и выравнивание линий позиции; разогрев и раскрытие тела при помощи партнёров по практике; работа со стеной; работа со вспомогательными элементами; самостоятельное построение структуры занятий.”

Демонстрация позы, указанная первой в программе обучения инструкторов – ключевой навык преподавания йоги? То есть, в «Патанджали» учат методу «обезьянка видит – обезьянка делает»?

Где взаимодействие с аудиторией?

Видимо, это:

«…разогрев и раскрытие тела при помощи партнёров по практике…»

Где инструктаж?

Видимо, это:

«…с озвучиванием последовательностей входа, удержания и выхода из неё…»

Очень слабо. К тому же, такое странное описание программы обучения преподаванию йоги указывает на то, что сами «учителя» не знают свой предмет.

Продолжу.

Где учёт внешних и индивидуальных факторов? Где модификации и вариации техник? Где культивация сосредоточения, работа с вниманием, ментальные техники? Где теоретические философия и анатомия для научного понимания предмета йоги? Где обучение пониманию и работе с телом – опроно-двигательным аппаратом, нервной системой, сердечно-сосудистой и дыхательной системами?

И почему в теме преподавания вообще только физический аспект в этой «супер-духовной» школе?

Кстати, у меня в этом пункте уже большо 80 слов, больше, чем описано программы на сайте.

Я отправила запрос по почте с просьбой прислать описание программы.

Ответ пришёл тут же, цитирую: “Философия: Йога Сутры Патанджали (1-2 главы) и Гхеранда Самхита (кратко). Навыки преподавания — структура и порядок практики, аджасмент, речевые навыки, непосредственное самостоятельное преподавание”

Ну, что тут можно сказать? Краткость – сестра таланта.

Ответивший мне человек (не представились, кстати) не стал утруждаться и подробно пояснять, что эти слова значат. Мне в трёх строках, очень лаконично, через запятую перечислили весьма большие области обучения вообще без пояснений!

У меня возник вопрос: «А Вы точно знаете, как преподавать йогу?»

Ни анатомию, ни биомеханику, ни кинезиологию не преподают вообще.

Травмобезопастность при выполнении техник тоже не освещается отдельно.

Очень скудная программа. Видимо, это не курс подготовки преподавателей йоги, в простой санаторный ашрамный ретрит.

Можно ехать, если хотите погрузиться в индийскую экзотику и эзотерику. Только берегите колени и поясницу, я вас умоляю.

Длительность и стоимость обучения: максимальная цена за час с учителем

Стоимость 200-часового курса 1090 евро, это около 1300 долларов США, т.е. в принципе средне-рыночная, на первый взгляд.

Я люблю соотносить объективно.

Итак, если отбросить приём пищи, чаепития, «консультации по подбору» (читай продажа) аюрведических препаратов, киртаны (пение) и просмотр видео-материалов, то в день в среднем получается 6 часов занятий. В них, кстати входит ещё карма-йога – завуалированно-принуждённая уборка территории ашрама, ремонтные работы и прочее благоустройство собственности г-на Даса и г-жи Морозовой.

Инструкторский курс проходит две с половиной недели. За вычетом выходных и церемонии закрытия это 15 дней. И это реальных 90 часов, включая карма-йогу. Т.е. без добровольно-принудительной уборки территории – 70-80 часов занятий в рамках 200-часовой программы.

И это абсолютный рекордсмен по стоимости контактного часа – около 17 долларов США за один час занятия!

Учителя: кто эти люди?

Джитендра Дас

Джитендра Дас – носитель образа высоко-образованного, опытного индийца-йога, идеально владеющего «древним» знанием йоги. В реальности Джитендра не способен связать два слова, а его учёные степени куплены.

О нём я уже писала в статье «Джитенжра Дас – распиаренное псевдо-академическое творение Татьяны Морозовой«.

Джитендра Дас за работой
Джитендра Дас за работой

Татьяна Морозова

О втором (а на самом деле первом) “Ведущем инструкторе” Татьяне Морозовой, на сайте вообще мало что сказано, кроме того, что она преподаёт с 2004 года и является полномочным представителем школы.

Джитендра Дас и Татьяна Морозова за работой
Джитендра Дас и Татьяна Морозова за работой

Ни образования, ни заслуг, ни специализаций. Вообще ничего. Но есть номер телефона, видимо, можно позвонить и расспросить лично.

Татьяна Морозова за работой: заламывает плечевые суставы и позвоночник
Татьяна Морозова за работой: заламывает плечевые суставы и позвоночник

Зато есть куча наглядных фотографий: опять же поясничные прогибы, скручивания колен, неактивные стопы и ладони и даже провисание на плечевых суставах в собаке мордой вниз. В общем, полная коллекция для травм и вывихов.

Записывайтесь, если не дорожите своим телом!

И ещё какие-то люди

«…также в процессе обучения будут помогать сертифицированные студенты нашей школы и другие преподаватели PIYF.”

Вот так, без лишнего пафоса. А действительно, зачем вам знать, кто будет преподавать на курсе?

Каждый человек, встречающийся на нашем жизненном пути, учитель. Только хотите ли Вы заплатить за знания от странника?

Перевод: давайте называть всё своими именами

Вообще, у меня сложилось представление, что основной массив классов ведётся русскими на русском. Очень уж размыто организатор говорит об учителях.

Вопрос перевода не освещается на сайте.

Сейчас модно любой перевод называть синхронным. Давайте внесём ясность. Википедия даёт такое определение: “Синхро́нный перево́д — один из наиболее сложных видов устного перевода, при котором переводчик переводит на целевой язык синхронно, одновременно с восприятием на слух речи на исходном языке, в отличие от последовательного перевода, когда переводчик говорит в паузах в речи на исходном языке.”

Понятно, что в режиме синхрона переводчик не может перекрикивать учителя, на мероприятиях государственного или международного уровня переводчик говорит из специальной звуконепроницаемой кабины, чтобы не перебивать оратора. В ситуациях попроще синхронный перевод осуществляется по типу “шептало”. Переводчик держится в стороне от основного говорящего и, понизив голос, переводит в специальный передатчик с отставанием в пару секунд. Для восприятия синхронного перевода слушатели должны иметь приёмник и наушник. Ни на одной из фотографий студентов на занятия не замечено никаких устройств.

Давайте не выдавать свои услуги за сервис более высокого уровня! Если преподаватель делает паузы для перевода – это последовательный перевод.

Чем плох последовательный перевод? Переводчик вынужден держать в памяти большие куски информации, а значит возможны упускание деталей и искажения. Но, предположим, это суперпрофессиональный переводчик, а не волонтёр, получивший возможность бесплатно проходить курсы. Для нас, потребителей услуги, такой тип перевода также значит, что за один и тот же отрезок времени, преподаватель донесёт в полтора-два раза меньше информации, чем за то же время без пауз для перевода. Т.е. ещё меньше информационный часов, чем мы насчитали ранее.

Проживание: санаторная ашрамная сдержанность в кислотных цветах

Русскоязычные сайты не описывают проживание вообще. Только дают дифференциацию цен в зависимости от количества кроватей в комнате.
По запросу в письме предоставляют ссылку на страницу англоязычного сайта.

Комнаты представляют собой эталон ашрамной скромности, правда стены покрашены в яркие неашрамные цвета, по чакрам.

Татьяна Морозова и стул вместо тумбочки
Татьяна Морозова и стул вместо тумбочки

В комнате топорно рубленные кровати, без изголовий, с тонкими поролоновыми матрасами, заправленными цветастым вылинявшим бельём.

Серьёзно, неужели даже для фотосессии нельзя купить один комплект свежего?

Кровати на большинстве фотографий раздельные, что радует. Для Индии более типично ставить в номер одну большую кровать. На многих курсах студентам приходится спать с незнакомым человеком в одной постели.

«Из предметов роскоши – маленький журнальный столик и тёплый душ.»

Это цитата с англоязычного сайта. Не горячий, тёплый! На случай если нет бойлера, нагретую солнцем за день воду в цистерне на крыше всегда можно назвать тёплой.

В целом условия спартанские, но жить можно, нужно только себя предварительно настроить на этот стиль.

Отзывы

Присутствие в соцсетях школы «Патанджали» весьма ограничено, на русском есть страница на Фейсбуке, но там почти никакой информации и оценка лишь от одного пользователя. Такая же картина и на английской странице школы. Зато, похоже, нет фейковых отзывов.

Есть англоязычные отзывы на картах Гугла. Большинство из них, надо заметить, положительные, с высокими оценками. Люди много говорят о духовности, чистоте комнат и специальном аюрведическом питании. Некоторые хвалят детальное описание асан и правки. Я лично последним не верю.

Фото самих учителей демонстрируют некорректное использование суставов. А на фотографиях с групповых классов ассистенты/учителя совсем не приоритезируют правки. Например, правят плечи в триконасане студентам, явно зажимающим нижний бок, не проворачивающим бёдра. Но когда ты только начинаешь учиться, ты же не знаешь, что правильно. Много слов и прикосновений многими могут восприниматься как грамотный разбор.

Джитенжра Дас любит заламывать людям суставы.
Джитендра Дас любит людей заламывать людям суставы.

Ещё часто говорят о гармонично построенном расписании, чередовании классов и перерывов – личного времени по несколько часов в день. Для меня это опять же не преимущество. Я могу заложить время до или после курса, чтобы осмотреть окрестности. А от курса я хочу знаний и навыков, а не возможности пошататься по рынкам и полежать на берегу Ганги.

Отрицательные отзывы в первую очередь подчёркивают:

  • недоброжелательность и грубость со стороны Джитендры Даса,
  • плохой уровень языка,
  • отсутствие помощи, если нужно добраться до больницы или купить лекарств,
  • скудные и неграмотные учебные пособия,
  • отсутствие очевидной разницы между программами «100 часов», «200 часов» и так называемом курсом «йога-терапии».

В отзывах также пишут, что:

  • учителя асан не предоставляют модификаций для людей с ограничениями и более того,
  • требуют на выпускном «экзамене» демонстрировать полные варианты асан, заставляя студентов входить в травмоопасные позы глубже допустимых для них лимитов.

Также в отзывах на школу «Патанджали»:

  • негативно отмечают слишком явный акцент на индуизме и оккультной эзотерике. (А что вы хотели-то, когда ехали в секту?) Что, в прочем, для некоторых может являться скорее положительным моментом;
  • учителя не отвечают на вопросы, даже по теме урока, огрызаясь или отправляя погуглить самим.

И ещё один отличительный момент был указан в отзыве: студенты пишут отзывы непосредственно по окончанию курса, в присутствии и под давлением владельца школы.

Это похоже на правду, очень много отзывов от пользователей, которые раньше не оставляли отзывов в Гугле. А хватило бы у Вас смелости пожаловаться, если Вы даже из школы ещё не выехали?

Вывод: ехать можно, если вы уже в этой секте

Надо отдать должное организаторам: они не сильно приукрашивают свой курс – выкладывают реальные фотографии комнат, плохое расписание, ставят основной акцент на древности и мистицизме. Прада утверждают, что хороши в постановке асан и правке, но это скорее заблуждение от незнания, чем враньё.

Думаю, эта школа своего рода клуб по интересам, тусовка “для своих”. Если Вы уже в их клубе, то скорей всего Вам понравятся их курсы в Индии.

Если Вы не попали в клуб и не являетесь упоротым эзотериком, то лучше искать дальше.

ЙогИн

ЙогИн пишет о русской йоге в Индии в своём блоге "Йога в Индии". Вот, что она пишет о целях блога: "Этот сайт создан исключительно для анализа качества йоги в Индии, которое в последнее время сильно уступает количеству. Не всё так плохо, в Индии есть хорошие и достойные внимания школы йоги, равно как и плохие и совсем вашего внимания не заслуживающие. Йога в Индии сегодня – это популярный тренд, а где тренд – там и риск быть обманутым."

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *